Главная » Расследования » Как банк «Роснефти» оказался крупнейшим кредитором владельца «Ведомостей»
de8e28e3

Как банк «Роснефти» оказался крупнейшим кредитором владельца «Ведомостей»

Собственники «Ведомостей» – Демьян Кудрявцев и его партнеры – объявили о намерении продать издание гендиректору издательского дома «Наша версия» Константину Зятькову и управляющему директору Arbat Capital Алексею Голубовичу 17 марта. Покупатели сразу же получили доступ к управлению «Ведомостями». Но сделка до сих пор не состоялась, а Голубович даже успел объявить о выходе из нее. Почему же все так затянулось? Возможно, причиной тому являются гигантские долги «Ведомостей» и их акционера.

Учредителем издания является АО «Бизнес ньюс медиа» (БНМ). Выручка компании, как следует из данных «СПАРК-Интерфакса», последние несколько лет колеблется от 750 млн до 865 млн руб., в 2014–2018 гг. чистая прибыль была лишь однажды, в 2016 г., – 56 млн руб. По данным управленческой отчетности, «Ведомости» были прибыльными также в 2018 г. и остались рентабельными в 2019 г., сказал гендиректор БНМ Глеб Прозоров.

Согласно документам БНМ, с которыми ознакомились «Ведомости», сейчас долги компании составляют 810 млн руб. Долги возникли из-за обязательных лицензионных платежей «Ведомостей» акционерам – Pearson, Dow Jones и Sanoma: ежегодно издание было обязано перечислять им совокупно 18% выручки. В 2009 г. в результате глобального экономического кризиса рекламные доходы «Ведомостей» резко упали, но акционеры отказались снизить очередной платеж, взамен признав его долгом, рассказывает близкий к компании человек. После продажи «Ведомостей» издатель остался должен эти деньги уже новым владельцам – это и есть большая часть текущей задолженности БНМ.

Но эти долги лишь верхушка айсберга. Единственным акционером БНМ является АО «Аркан инвестмент». В свою очередь учредитель «Ведомостей» был и остается ее единственным активом. Долг «Аркан инвестмент» на конец 2018 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составлял 2,4 млрд руб. (30,2 млн евро по курсу ЦБ на 31 декабря). «Медуза» со ссылкой на источник пишет, что на конец прошлого года этот показатель составлял 2 млрд руб. Это деньги принадлежащего «Роснефти» банка ВБРР, пишет «Медуза». Они дошли до «Аркан инвестмент» через фирму-прокладку – ООО «Константа».

За сколько Кудрявцев и его партнеры купили «Ведомости»

В минувшем сентябре газета «Ведомости» отметила 20-летие. Ее создали на паритетных началах три зарубежные компании: Independent Media голландца Дерка Сауэра и издатели Financial Times и The Wall Street Journal – британская Pearson и американская Dow Jones. «Ведомостями» они владели через кипрскую Delovoi Standart Ltd.

В 2005 г. Сауэр продал Independent Media со всеми активами финской компании Sanoma за 142 млн евро. Вместе с 33,3% в «Ведомостях» ей достались газета The Moscow Times, а также русскоязычные версии журналов Cosmopolitan, Esquire, Harvard Business Review, Men’s Health, National Geographic и проч.

Спустя 10 лет Sanoma ушла из России. В начале 2015 г. часть ее активов, включая долю в «Ведомостях», приобрел бывший соратник Бориса Березовского и гендиректор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев.

А в конце года выставить свои доли на продажу были вынуждены и FT с WSJ. Дело в том, что осенью 2014 г. в России был принят закон, запрещавший с 2016 г. иностранцам владеть более чем 20% акций СМИ. Это же ограничение распространялось на лиц с двойным гражданством.

Эти пакеты тоже достались Кудрявцеву. К покупке он привлек своих партнеров – бывшего сотрудника российского посольства в Лондоне Владимира Воронова и бывшего топ-менеджера News Corp. Руперта Мердока – Мартина Помпадура. Помимо долей в Delovoi Standart Ltd. партнеры выкупали и задолженность «Ведомостей» по уплате лицензионных платежей.

Вся сделка обошлась Кудрявцеву и партнерам в 10 млн евро, пишет «Медуза». Издание цитирует документы к сделке с Sanoma, согласно которым доля финской компании и долги «Ведомостей» перед ней были оценены в 5,157 млн евро: 33,3% Delovoi Standart – в 2,687 млн евро, права требования – в 2,47 млн евро. «Ведомости» тоже ознакомились с этими документами. Из приведенных в них цифр следует, что Sanoma продавала долги с дисконтом в 25%.

FT и WSJ приходилось уходить из России в большой спешке, поэтому они продавали дешевле, чем Sanoma. За свои доли FT и WSJ получили по 0,5 млн евро, а права требования на 6,7 млн евро они продали с 40%-ным дисконтом, т. е. за 4 млн евро, пишет «Медуза» со ссылкой на свои источники.

Так как ни один из трех покупателей не соответствовал критериям закона об ограничении долей иностранцев в СМИ, Delovoi Standart была оформлена на жену Кудрявцева – Яну Мозель-Кудрявцеву.

Откуда взялась «Аркан инвестмент»

Впрочем, владеть российскими СМИ через компании в зарубежных юрисдикциях закон запрещал тоже. Поэтому в феврале 2016 г. Delovoi Standart продала все 100% БНМ другой компании Мозель-Кудрявцевой – АО «Аркан инвестмент».

Вот только технической сделкой это никак не назовешь. Ведь «Аркан» заплатил за акции БНМ почти в 2,5 раза больше, чем они обошлись партнерам, – 24,2 млн евро, или 1,79 млрд руб. Сумма сделки приведена в отчете Delovoi Standart за 2015 г.

«Аркан инвестмент» была учреждена осенью 2015 г. Как следует из отчетности компании, в 2016 г. она привлекла кредиты на 2,6 млрд руб., из которых 1,74 млрд руб. потратила на «приобретение акций (долей)». Судя по всему, речь идет о покупке БНМ, поскольку никаких других активов, кроме издателя «Ведомостей», у «Аркан инвестмент» не было и нет.

Гендиректор «Аркан инвестмент» Александр Карпов не стал говорить, откуда компания привлекла такую сумму.

Кудрявцев и Воронов не стали комментировать, каким образом возникла задолженность у «Аркан инвестмент».

Как в сделке появился банк «Роснефти»

Forbes со ссылкой на источник сообщает, как эта ситуация была описана потенциальным покупателям «Ведомостей»: кредит «Аркану» на покупку акций БНМ в 2016 г. через компанию-прокладку выдал Газпромбанк. Через год – в 2017 г. – этот долг был выкуплен компанией ООО «Константа». Та, в свою очередь, получила кредит в ВБРР на 28 млн евро. Более 70% акций этого банка принадлежит «дочкам» «Роснефти».

Журналистам «Медузы», Forbes, The Bell и «Ведомостей» удалось найти подтверждение полученных кредитов. «Аркан» накануне покупки акций БНМ 17 февраля 2016 г. открыл три счета в Газпромбанке и закрыл их 20 апреля 2018 г. Именно этим днем датируется договор дарения Мозель-Кудрявцевой акций «Аркан инвестмент» племяннице Воронова Иветте Вороновой. «Ведомости» ознакомились с копией документа.

Вороновой 33 года. Как можно узнать из ее профиля в фейсбуке, она окончила МГИМО и работает на телеканале ТНТ. Воронова подтвердила Forbes, что является владелицей «Аркан инвестмент».

Сама «Константа» создана в апреле 2017 г., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Из отчета о движении денежных средств «Константы» следует, что в 2017 г. компания получила кредит на 1,85 млрд руб. (28,5 млн евро по курсу на 20 июня) и потратила на покупку неких долговых обязательств 1,79 млрд руб. (26 млн евро по курсу на отчетную дату – 31 декабря 2017 г.). При этом права владения самим ООО «Константа» с 20 июня 2017 г. находятся в залоге у банка ВБРР, указано в «СПАРК-Интерфаксе». Там же говорится, что кредит выдан на 12 лет до 2029 г.

В свою очередь акции «Аркан инвестмент» находятся в залоге у «Константы», указано в договоре дарения 100% «Аркан инвестмент» между Мозель-Кудрявцевой и Вороновой.

Заявленный профиль деятельности «Константы» – услуги по добыче нефти и природного газа. Но реальной деятельности компания не ведет, а зарегистрирована в квартире. Владелец и гендиректор компании Игорь Лаврухин отказался говорить «Ведомостям» что-либо о кредите ВБРР и долге «Аркана».

При этом на самого издателя «Ведомостей» обременения не распространяются. Гендиректор «Аркан инвестмент» Александр Карпов сказал Forbes, что акции БНМ «не заложены и никогда не были никому заложены или иначе обременены. Это может подтвердить менеджмент самой компании». Гендиректор БНМ Глеб Прозоров сказал «Медузе», что у компании «нет никаких документов», указывающих на то, что ее акции заложены.

Представители Газпромбанка и ВБРР на запрос «Ведомостей» о кредитовании «Аркан инвестмент» и ООО «Константа» не ответили.

Как «Ведомости» подорожали до 24,2 млн евро

Источник, близкий к продавцам, подтвердил, что в 2015 г. за издателя «Ведомостей» и его долги была выплачена существенно меньшая сумма, чем та, что была отражена при следующей продаже актива в 2016 г. Первоначально это было примерно 13 млн евро, уточнил собеседник «Ведомостей».

Рост стоимости активов до 24,2 млн объясняется тем, что негативно влияют лицензионные платежи в пользу прежних акционеров. После того как были проданы FT и WSJ, новые платежи были значительно меньше.

Эксперты по РСМ заявляют, что произошла передача прав собственности и актива. Продавцы могли получить деньги, если, например, расчеты по сделке будут проведены срочно. Кроме того, оплата может производиться не только деньгами.

В 2017 г. Delovoi Standart была ликвидирована. Дебиторской задолженности по оплате акций БНМ на тот момент не было, говорит человек, видевший отчетность компании.

Роль Дмитрия Босова

Близкий к продавцам «Ведомостей» человек подтверждает, что «Аркан инвестмент» занимала деньги в банках. В 2016 г. привлекла в Газпромбанке примерно 25 млн евро. Помогал Кудрявцеву в этом его давний знакомый и партнер по другим проектам – владелец «Сибантрацита» Дмитрий Босов (6 мая 2020 г. Босов покончил с собой). По версии собеседника «Ведомостей», кредит «Аркан инвестмент» по желанию Босова выдала аффилированная с ним компания «Константа», которая, в свою очередь, взяла его в ВБРР, а долг перед Газпромбанком был погашен.

При этом кредиты никак не были связаны с «Ведомостями». Кудрявцев и его партнеры были уверены, что им необходимо расширять медиабизнес. Кредит Газпромбанка как раз и был привлечен для совместного с Босовым приобретения издательского дома Premium Publishing, продолжает собеседник «Ведомостей». Этот ИД выпускает в России журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire, Grazia и т. д. Прежде вместе с «Ведомостями» они входили в Sanoma Independent Media. Но договориться о покупке этих активов не удалось. Параллельно у Кудрявцева и Босова появились другие идеи, как расширить этот бизнес, а «Аркан инвестмент» выдала кредиты нескольким потенциально интересным проектам. Но к 2019 г. стало понятно, что политическое давление на СМИ в России растет все больше, рекламные доходы СМИ быстро сокращаются, а digital-проекты недостаточно быстро набирают выручку. Стало понятно, что расширить бизнес не выходит, говорит собеседник «Ведомостей».  

Знакомый Босова говорит, что бизнесмен действительно помогал Кудрявцеву купить «Ведомости». Они и до этого были партнерами во многих проектах. Но напрямую в проекте с «Ведомостями» Босов не участвовал, а давал деньги и помогал административно – с кем-то договориться, где-то замолвить слово за Кудрявцева.

Деталей привлечения кредитов от Газпромбанка и ВБРР собеседник «Ведомостей» не знает. Он только указывает, что ООО «Константа» не фирма Босова. Кредит Газпромбанка планировалось вернуть быстро – «причесать газету и продать под выборы» президента России, состоявшиеся в марте 2018 г. Не лучшие финансовые показатели издания никого не смущали. Продавать собирались за «политическое влияние», говорит собеседник «Ведомостей». Никто такие активы «по EBITDA не оценивает».

Другой вариант был – создать медиахолдинг, купить глянцевые журналы, создать телеканалы. Босов хотел делать многопрофильный медиахолдинг, чтобы потом его продать.

Представитель Босова от комментариев отказался.

Главный вопрос во всей этой истории – может ли «Роснефть» через кредит ВБРР влиять на редакционную политику «Ведомостей»?

The Bell нашел бизнесмена, которому примерно полтора года назад предлагали, по сути дела, взять «Ведомости» в управление. По его словам, переговоры вел «высокопоставленный человек из окружения Сечина». Речь шла о замене Кудрявцева на другого номинального собственника в обмен на управление и установление контроля над редакцией. Но продолжения переговоров не последовало, говорит собеседник The Bell.

Еще один медиаменеджер даже обсуждал возможное приобретение «Ведомостей» с пресс-секретарем «Роснефти» Михаилом Леонтьевым, рассказал The Bell их общий знакомый. Леонтьев принимал самое непосредственное участие и в выборе нового и. о. главного редактора в ходе переговоров Кудрявцева о сделке с Голубовичем и Зятьковым, рассказал знакомый одного из участников этих переговоров.

Действия назначенного в конце марта и. о. главного редактора «Ведомостей» Андрея Шмарова косвенно подтверждают эту версию. Два первых спровоцированных им скандала в редакции как раз связаны именно с «Роснефтью». Сначала он тайком от авторов заменил заголовок статьи про сделку с активами «Роснефти» на противоположный по смыслу, а вскоре снял с сайта уже опубликованную колонку постоянного автора «Ведомостей» экономиста Константина Сонина с критикой действий руководителя «Роснефти» Игоря Сечина. Чуть позже он пытался запретить редакции упоминать социологическую службу «Левада», сославшись на недовольство администрации президента.

За несколько лет, пока Кудрявцев с партнерами контролировал «Ведомости», редакция столкнулась лишь с одним инцидентом, связанным с освещением деятельности «Роснефти». В конце августа 2017 г. «Роснефть» выиграла иск у АФК «Система» о возврате 136 млрд руб. убытков, причиненных корпорацией Владимира Евтушенкова «Башнефти». Спустя месяц после решения суда на сайте «Ведомостей» была опубликована колонка профессора Никиты Кричевского, где он приводил аргументы в пользу такого вердикта. Эту колонку главный редактор «Ведомостей» Илья Булавинов опубликовал, несмотря на возражения редактора профильного отдела «Мнения» Андрея Синицына. Тот в знак протеста уволился.

Ранее, в 2016 г., «Ведомости» публиковали расследование о новом доме Сечина в Барвихе. Он счел это нарушением неприкосновенности частной жизни, подал на «Ведомости» в суд и выиграл. В последующие годы в «Ведомостях» неоднократно выходили критические колонки о «Роснефти», а репортеры, пишущие о нефтяной отрасли, не получали от редакторов указаний об «особом отношении» к госкомпании. 

«После судов «Ведомостей» с этой известной корпорацией, лишения меня гражданства [России в 2017 г.] и теперь фактически выдавливания из страны подозревать меня в сговоре с этими людьми [из «Роснефти»] просто нелепо, – заявил «Ведомостям» Кудрявцев. – Думаю, что они всегда хотели съесть «Ведомости», но перед тем, как что-то съесть, надо сначала перестать пить». Также Кудрявцев уверяет, что он и партнеры никогда не делали ничего, что создало бы риски для редакционной независимости «Ведомостей», среди прочего – не делали ничего такого, что позволило бы обратить взыскание на акции БНМ.

Леонтьев заявил The Bell на вопрос о продаже «Ведомостей» и назначении Шмарова и. о. главного редактора, что он здесь ни при чем.

«В администрации президента ни сама сделка с «Ведомостями», ни тем более выбор Шмарова на должность и. о. главного редактора никем не согласовывались», – сказал «Медузе» источник в администрации президента России, осведомленный об этой ситуации.

Статья подготовлена при участии журналистов Forbes, The Bell и «Медузы»

de8e28e3