экспертРустам Танкаев

экспертРустам Танкаев

Министерство энергетики предложило досрочно отменить временный запрет на импорт бензина в Россию. Проект постановления правительства опубликован на сайте regulation.gov.ru. Документ пока не имеет даты и вступит в силу в день его подписания премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Власти ввели этот запрет в конце мая, чтобы обеспечить энергетическую безопасность страны и стабилизировать ситуацию на внутреннем топливном рынке. Его действие распространялось на срок со 2 июня по 1 октября 2020 года.

В пояснительной записке к проекту постановления Министерства энергетики говорится, что запрет может быть снят в связи с восстановлением спроса на нефть и нефтепродукты в стране. Спрос растет из-за отмены в регионах ограничительных мер по борьбе с распространением коронавируса, включая снятие ограничений на передвижение.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с ведущим экспертом Союза нефтегазопромышленников России Рустамом Танкаевым о том, как снятие запрета на импорт бензина повлияет на внутренний рынок России.

— Сама идея ограничить импорт бензина и дизельного топлива в Россию была абсолютно нелепой, и я бы не стал говорить о том, что сейчас ход по отмене этого странного шага может на что-то повлиять. Мне кажется, что это вещи между собой совершенно не связанные. Проблема нашего внутреннего бензинового рынка состоит в том, что правительство не в состоянии установить нормальные рыночные правила для работы. В результате у нас получается, что совершенно непомерно растет налоговое бремя на бензин и дизельное топливо. С 1 января 2019 года уровень налогообложения стал таков, что все нефтеперерабатывающие заводы в России стали убыточными. В результате был введен некоторый механизм, который должен возвращать деньги производителям бензина, и этот механизм в какой-то мере компенсирует проблему, но только в какой-то мере.

У нас получается кривая конструкция, в которой главную роль в ценообразовании играют административные механизмы. Соответственно, возможности прогнозировать развитие нефтеперерабатывающей промышленности в России нет, потому что совершенно не понятно, по каким правилам рассчитывать прибыль, как планировать работу новых заводов, если их построить. То есть сложилась совершенно нелепая ситуация. Такая ситуация складывается у нас в стране не первый раз. Это уже пятый бензиновый кризис. И этот кризис, безусловно, не последний, потому что правительство с удивительным упорством стремится административным путем регулировать цены на бензин и дизельное топливо. При этом одной рукой регулирует эти цены, а другой рукой поднимает налоги. То есть делает абсолютно странные движения, которые в конечном итоге могут привести к распаду рынка.

Если раньше, в 90-е годы и двухтысячные, это приводило к резким скачкам цен, и правительство было вынуждено отказаться от этих административных механизмов, то сейчас у нас на рынке очень сильно преобладают государственные компании. В этой ситуации возможностей для регулирования рынка административными механизмами намного больше. Такие компании, как «Роснефть», «Газпром нефть», «Славнефть», не могут противиться желаниям и приказам со стороны руководства регионов и федерального центра. В результате получается то, что получается. То, что мы сейчас видим на рынке, это очень глупо. Например, биржевые оптовые цены на бензин оказываются выше, чем розничные цены. То есть прибыль участников рынка отрицательна по определению.

Все эти перекосы можно было бы отрегулировать, если бы, во-первых, отказались от непомерного уровня налогообложения. У нас сейчас в розничной цене бензина 70% занимают налоги. Во-вторых, если бы отказались от административного регулирования. Нужно дать рынку самостоятельно определять уровень цен. Если это было бы сделано, то, конечно, все проблемы, которые мы сейчас видим, были бы решены. В первую очередь есть очень простой, один единственный шаг, который может сделать правительство, и проблемы снимутся сразу, — это отказ от акцизов на бензин и дизельное топливо. В случае отказа все цены без всякого административного регулирования могут опуститься на 2-3 рубля за литр. При этом рынок останется ликвидным, и возобновятся программы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов России и строительства новых НПЗ там, где они необходимы. К сожалению, реконструкция и строительство НПЗ были остановлены из-за ситуации, которую создали руководители нашей страны с 1 января 2019 года. Есть конкретные авторы этого решения. Мы прекрасно все знаем, что уровень налогообложения поднял Силуанов, а регулирование цен на бензин административным путем ввел Козак. Два этих руководителя остаются в правительстве в настоящее время и являются авторами тех перекосов, которые возникли в России на бензиновом рынке.

Что касается импорта, то у нас очень странная с ним ситуация сейчас. По межправительственному соглашению между Россией и Белоруссией, весь бензин, который производит Белоруссия из российской нефти должен возвращаться на российский рынок. После 2014 года, когда цены на бензин в России очень сильно упали и стали ниже мировых и соседних стран, то Белоруссия прекратила поставку бензина на внутренний рынок России. В тот момент, когда возник экономический кризис, ситуация поменялась, и внутренний рынок в России стал более привлекательным. Белорусы вернулись на этот рынок. Формально даже трудно сказать, является ли поставка бензина из Белоруссии в Россию импортом. Это спорный вопрос. С одной стороны, Белоруссия — это другое государство, и поставки оттуда по определению являются импортом. С другой стороны, мы находимся в едином экономическом пространстве, поэтому говорить об импорте нельзя. С третьей стороны, можно вспомнить о межправительственном соглашении, и тогда импорт в этой ситуации будет выглядеть очень нелепо. То, что мы сейчас видим отказ правительства об ограничении импорта бензина в Россию, по всей видимости в первую очередь касается Белоруссии.