Главная » Комментарии » «Роснефть» готова потеснить мировых мейджоров
de8e28e3

«Роснефть» готова потеснить мировых мейджоров

«Роснефть» готова потеснить мировых мейджоров

Вице-президент «Роснефти» Александр Романов в интервью РБК+ рассказал об инновациях в отечественной нефтепереработке, конкуренции на рынке катализаторов и процессе импортозамещения. Также Романов поделился успехами самой «Роснефти» в этом направлении и рассказал о планах компании на ближайшее будущее.

Романов отметил значимость процесса импортозамещения в работе компании: «Одна из главных задач инновационного развития нефтепереработки — исключение зависимости от импортных поставщиков-катализаторов. Это не просто бизнес-цель, а, по сути, вопрос энергобезопасности страны. Потому что в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль, возможности производства экологически чистого топлива будут сведены на нет», — сказал он.

Вице-президент «Роснефти» также рассказал о конкретных достижениях компании в этом направлении. Одним из них является разработка собственных катализаторов: «„Роснефть“ по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы, в том числе и собственного производства. У нас работают два катализаторных предприятия — Ангарский и Новокуйбышевский заводы. На установках риформинга бензина мы уже несколько лет поэтапно производим замену импортных катализаторов на собственные. Катализаторы риформинга — самые дорогие, но они и служат до 10 лет. На сегодняшний день уже более 60% используемых нами катализаторов риформинга произведены на нашем заводе в Ангарске. Так же как и катализаторы парового риформинга для производства водорода. Более 70% водорода вырабатывается нами на собственных катализаторах. Кстати, эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний», — рассказал Романов.

По его словам, Ангарский завод — производство широкого спектра: «Основное их направление — платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций. Его мощность — до 400 т в год. В общей сложности мы производим более 450 т катализаторов в год. Плюс у нас современные мощности по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга на Новокуйбышевском заводе катализаторов — до 6 тыс. т в год. Эти мощности полностью покрывают настоящие и будущие потребности компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки», — сказал Романов.

Вице-президент «Роснефти» также рассказал о планах компании по разработке и внедрению новых продуктов: «Не так давно мы провели на Уфимской группе НПЗ промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива собственного производства. Это уникальный продукт, наша корпоративная инновация — единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5».

Романов отдельно отметил, что испытания показали устойчивое снижение содержания серы не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. Такой результат является «недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов», — отметил он.

Разработанный «Роснефтью» катализатор по многим параметрам превосходит импортные аналоги: «Его стартовая температура эксплуатации ниже, что дает возможность увеличения межрегенерационного цикла эксплуатации катализатора — одного из основных показателей его эффективности. Поэтому мы уверены, что у нашего продукта хорошие коммерческие перспективы», — рассказал Романов.

По словам вице-президента, с января 2020 года «Роснефть» полностью переходит с импорта этого вида катализаторов, а также планирует выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных топлив. В частности, планируется выход на рынки Германии и Индии, отметил Романов.

«Мощность „РН-Кат“ по реактивации катализаторов составляет 2 тыс. т в год, по производству катализаторов гидроочистки — 4 тыс. т в год. Из них одна тысяча пойдет на собственные нужны, остальное — на продажу», — добавил он.

Романов отметил, что рынок катализаторов является перспективным и быстрорастущим: «5-7 лет назад общее потребление катализаторов в России составляло около 7 тыс. т. Сейчас это уже порядка 17 тыс. т, а к 2030 году прирост ожидается на уровне не менее 50%, то есть еще на 10 тыс. т. То есть рынок растет очень серьезными темпами», — отметил он.

Вице-президент «Роснефти» подчеркнул в интервью, что сегодня компания является единственным производителем платиносодержащих катализаторов риформинга в России: «Мы единственные в России, кто выпускает катализаторы для производства водорода, а теперь и гидроочистки дизельного топлива», — сказал Романов.

«Риформинг и изомеризация — самые дорогие катализаторы, на них приходится порядка 40% всех процессов переработки. Поэтому сложно говорить о каком-то одном лидере рынка катализаторов в стране. Он в каждом сегменте свой. И главное, что это все российские компании. Нам удалось полностью разбить монополию импорта западных производителей», — добавил он.

По словам Романова, в перспективе «Роснефть» планирует развивать и другие катализаторы: «В ближайшее время мы будем делать упор на развитии производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива. В среднесрочной перспективе планируем освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. Наша стратегическая цель — в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100% потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок <…> К 2022 году объем мирового рынка составит, по разным оценкам, от $7,5 млрд до $8 млрд. Это плюс 10-15% к текущему уровню».

Романов отдельно отметил тот факт, что «Роснефть» правильно настроила всю цепочку работ: от опытно-конструкторских и инженерных до собственно производства: «Наш корпоративный научный центр — крупнейший в Европе, включает в себя 32 проектных и исследовательских института, а также 41 центр компетенции. Работы по моделированию каталитических процессов, сервисному сопровождению эксплуатации разработанных и внедренных в производство катализаторов ведет наш инжиниринговый центр, сформированный на базе Центра исследований и разработок — РН-ЦИР», — рассказал он.

«В дополнение к этому мы развиваем парк пилотных установок в Средневолжском НИИ нефтепереработки, который расположен в непосредственной близости к Новокуйбышевскому заводу катализаторов. Раньше создание подобных наукоемких производств было доступно ограниченному количеству компаний, эту нишу занимали мировые мейджоры. Теперь мы готовы их потеснить», — добавил Романов.

de8e28e3