Почему пересмотр позиции Киева по вопросу об особом статусе Донбасса маловероятен.
26 июля состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина и президента Украины Владимира Зеленского.
Главы государств обсудили выполнение договоренностей декабрьского саммита «нормандской четверки» и приветствовали вступление в силу с 27 июля очередного соглашения о прекращении огня.
По итогам разговора ряд наблюдателей обратили внимание на то, что в сообщении на сайте украинского президента было указано, что «стороны также обсудили закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который находится на рассмотрении в политической подгруппе ТКГ, и закон о децентрализации, предусматривающий изменения в Конституцию Украины».
Этот короткий абзац был расценен чуть ли не как готовность украинской стороны обсуждать закрепление особого статуса в Конституции, то есть ключевого политического требования, на котором настаивают Россия и непризнанные республики на основании пункта 11 вторых Минских соглашений.
Однако оптимизм в отношении сближения позиций в настоящий момент является неоправданным и ложным.
На Украине с 2014 года идет процесс децентрализации. Однако он не является завершенным по той причине, что реформа не подкреплена соответствующим изменением Конституции. Например, новое административное деление, передача полномочий от государственных областных и районных администраций к избираемым в ходе прямых выборов областным и районным советами, а также появление института префектов — все это должны быть описано в Конституции.
Позиция украинской стороны состоит в том, что децентрализация и есть главное политическое условие для урегулирования конфликта в Донбассе, которое должен и может выполнить Киев. В соответствие с децентрализацией отдельные районы Донецкой и Луганской областей будут подчиняться тем же правилам, что и другие административные единицы в составе Украины. Другими словами, можно сказать, что все они будут иметь свой особый статус, если сравнить с тем, что было раньше.
Однако позиция непризнанных республик и Кремля прямо противоположна. Если Киев хочет, чтобы Донбасс был таким же, какими являются все остальные украинские регионы, то Донецк и Луганск хотят иметь особый статус, то есть отличаться от всех остальных регионов в составе Украины своими полномочиями.
В примечаниях к 11 пункту Минских соглашений перечислены эти полномочия, и в них есть принципиальные отличие от тех полномочий, которые появляются у административных единиц в ходе процесса децентрализации. Прежде всего, это право на языковое самоопределение, участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов, создание отрядов народной милиции по решению местных советов. Именно эти полномочия непризнанные республики стремятся закрепить в украинской Конституции, против чего продолжают выступать украинские власти.
Проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» уже вносился президентом Зеленским в Верховную Раду в середине декабря 2019 года, но в январе был отозван для доработки, в том числе из-за позиции западных союзников Украины. Непризнанные республики тогда также высказались негативно, поскольку Киев не согласовывал с ним децентрализацию и поскольку поправки не закрепляли особый статус Донбасса на постоянной основе,
По всей видимости, вскоре в Верховную Раду может быть внесена новая версия законопроекта. В этой связи не исключено, что Зеленский пойдет по тому же пути, по которому пошел его предшественник Петр Порошенко, когда в 2015 году также вносились поправки в Конституцию.
Согласно предложенным Порошенко поправкам, в переходных положениях Конституции должна была появиться ссылка на то, что отдельные районы Донецкой и Луганской областей управляются по отдельному закону. То есть поправки формально упоминали особый статус этих районов, но не упоминали и не закрепляли их полномочия. Тогда и ДНР, и ЛНР, и Россия резко высказались против этого трюка.
Поскольку Зеленский неоднократно давал понять, что особый статус Донбасса в Конституции — это красная линия, что Киев никогда не пойдет на то, чтобы одни украинские регионы отличались по полномочиям от других, то этот ход — максимум, на что может по крайней мере попытаться пойти украинские переговорщики, чтобы Украина смогла заявить о том, что выполняет свою часть минских договоренностей. Большего ожидать не стоит, если, конечно, украинское руководство вдруг резко не поменяет свою позицию по Минским соглашениям, чего до сих пор не случалось.
Олег Игнатов, эксперт Центра политической конъюнктуры