Главная » Комментарии » Индия заинтересована в инвестициях в «Восток ойл»
de8e28e3

Индия заинтересована в инвестициях в «Восток ойл»

5 февраля компании «Роснефть» и Indian Oil Corporation Limited (IOCL) заключили контракт на поставку до конца 2020 года в Индию через порт Новороссийск до 2 млн тонн нефти. Подписание прошло в рамках визита Главного исполнительного директора компании Игоря Сечина в Нью-Дели. Сечин также провел рабочую встречу с министром нефти и газа Индии Дхармендрой Прадханом. Кроме этоого, стороны обсудили участие индийских компаний в проекте по созданию новой нефтегазовой провинции мирового класса на севере Красноярского края России — «Восток Ойл».

Индия заинтересована в долгосрочном сотрудничестве с «Роснефтью». Покупка российской нефти на основе долгосрочных контрактов — часть стратегии Индии по диверсификации поставок нефти из стран, не входящих в ОПЕК. Это также является частью пятилетней «дорожной карты» двустороннего сотрудничества в углеводородном секторе, которая была подписана в сентябре прошлого года во время визита во Владивосток премьер-министра Нарендры Моди, говорится в пресс-релизе правительства Индии.

В ходе встречи Сечин и Прадхан обсудили текущие совместные проекты российской и индийских компаний, в том числе Сахалин-1, «Таас-Юрях», Ванкорский кластер (консорциуму индийских компаний принадлежит 49% в Ванкорском месторождении), «Дальневосточный СПГ» и Nayara Energy.

Отдельно стороны обсудили перспективы участия индийских компаний в реализации проекта по созданию новой нефтегазовой провинции мирового класса на севере Красноярского края России — «Восток Ойл». Ранее Дхармендра Прадхан уже заявлял, что индийская сторона приняла принципиальное решение об участии в проекте. Для того чтобы в кратчайшие сроки согласовать параметры вхождения индийских компаний в «Восток Ойл», стороны договорились о создании постоянно действующей рабочей группы из представителей российских и индийских компаний. Четыре индийских государственных нефтегазовых предприятия уже представили «Роснефти» заявления о выражении заинтересованности в участии в проекте, говорится в сообщении правительства Индии.

«Восток Ойл» — крайне перспективный проект, его конкурентным преимуществом является близость к Северному морскому пути. Его использование открывает возможность поставок сырья с месторождений проекта сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. Реализация проекта обеспечит выполнение поставленных президентом России задач по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году.

Напомним, с 2016 года индийским компаниям (ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 49,9% дочернего общества «Ванкорнефть».
Также консорциуму индийских компаний (Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 29,9% в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», которая владеет лицензиями на участки Центрального блока Среднеботуобинского месторождения и Курунгский лицензионный участок (другими акционерами являются «Роснефть» и ВР).

По мнению заместителя главного директора по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов» Алексея Белогорьева, Россия последовательно развивает отношения с Индией в энергетической сфере: «присутствие России на индийском рынке нефтепродуктов значительно растет, что говорит о доверии индийских партнеров, в частности, к компании „Роснефть“ и, в целом, политике российского государства, проводимой в отношении этого региона. Это зона стратегических интересов России», — отмечает эксперт.

С Белогорьевым согласен директор Института международных исследований МГИМО Андрей Сушенцов: «„Роснефть“ развивает с Индией интегральное партнерство: помимо масштабного проекта в нефтепереработке на территории Индии, компания сотрудничает с ведущими индийскими игроками в области добычи, привлекая их к разработке перспективных новых месторождений на территории России. Индусы уже участвуют в проекте Таас-Юрях, имеют долю в Ванкорском проекте», — отметил эксперт. Он также добавил, что «для „Роснефти“ такое партнерство — не только привлечение инвестиций, но и возможность увеличить долю России на азиатских рынках, которые являются лидерами экономического роста».

Индия является одним из крупнейших импортеров нефти, добавляет член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП Рустам Танкаев. «В настоящее время Индия закупает порядка 50 млн тонн в год, объем импорта за 10 лет вырос на 40% — это очень мощный рост. В этой связи индия является чрезвычайно перспективным партнером для России», — считает эксперт.

Ведущий научный сотрудник РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев отмечает отличные перспективы российско-индийских отношений: «Отношения имеют давнюю историю, глубокую экономическую основу и неконъюнктурный взаимный экономический интерес. В данном случае, Индия, которая может стать локомотивом мирового экономического развития, подобно Китаю, требует повышенного потребления энергоресурсов. На фоне возрастающей напряженности на Ближнем Востоке, Индия все больше заинтересована в диверсификации поставок энергоносителей, и с этой точки зрения Россия представляется наиболее перспективным партнером. Контракты „Роснефти“ — продолжение традиционно прочной экономической составляющей в наших отношениях», — отметил Беляев.

«Интерес Индии — в широком смысле — не просто освоение месторождений или участие в транспортной составляющей проекта — это межгосударственное сотрудничество во множестве областей. Проект не только по своим инфраструктурным масштабам, но и по своей идеологической составляющей выводит наши отношения на новый качественный уровень», — добавил эксперт.

Доцент ИГСУ РАНХиГС Кира Сазонова отмечает, что взаимодействие по проекту «Восток ойл» будет иметь комплексный характер: «Это тот редкий случай, когда двустороннее сотрудничество даёт взаимовыгодные преференции. Проект „Восток ойл“ — это больше чем сотрудничество в нефтегазовой сфере, ведь проект тесно связан с идеей дальнейшей загрузки и увеличения интенсивности грузоперевозок через Северный морской путь. Задача эта поставлена президентом Путиным, и логическая сцепка „Восток ойл“ — Северный морской путь сильно повышает статус этого проекта», — считает Сазонова.

de8e28e3