Система бюджетного субсидирования региональных авиаперевозок имеет низкую эффективность. Такой вывод следует из отчета Счетной палаты РФ. Причем это касается не только доступности билетов для пассажиров, особенно для тех, кто живет в отдаленных регионах, но и покрытия затрат перевозчиков.

Счетная палата провела оценку нескольких программ авиационной поддержки, в том числе предусмотренную постановлением № 1242: по нему субсидируются рейсы без промежуточной посадки в Москве между регионами. В 2019 году на большинстве этих маршрутов выручка, которая включает оплату пассажирских перевозок по специальным тарифам и сами субсидии, не покрывала расходы авиакомпании, отмечает ведомство.

В одном случае это было связано с низким спросом на перевозки. В качестве примера в документе приводятся рейсы авиакомпании «Якутия» (маршруты Якутск — Улан-Удэ, Нерюнгри — Красноярск и Мирный — Хабаровск), которые выполнялись на SSJ-100 и Boeing вместимостью более 107 мест. Но в тоже время полная загрузка рейсов не может обеспечить их прибыльность, отмечается в Счетной палате. Например, рейсы ООО «Аэросервис», выполняемые на 17-местном L-410 из Иркутска в Кодинск и Красный Чикой.

Проверка показала, что увеличение субсидий и тарифов согласно правилам № 1242 «осуществлено недостаточно обоснованно, что влечет риски формирования значительной прибыли у авиакомпаний по отдельным маршрутам». Кроме того, по мнению Счетной палаты, неоправданно относить к отдаленным регионам Калининград и Симферополь.

«В 2019 году количество субсидированных маршрутов выросло на 86% по сравнению с 2017 годом — до 242 маршрутов. Однако в это число включались не только новые маршруты, но и те, которые уже были раскручены в коммерческих перевозках, что никак не способствовало расширению маршрутной сети. Доля таких „раскрученных“ маршрутов в 2017 году составила 27%, в 2018 году — около 33%, в 2019 году — 31%. При этом доля новых уникальных маршрутов в этот период составляла незначительную величину — от 4,5 до 8,5%», — подчеркнул аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с главным редактором портала Avia.ru Романом Гусаровым об эффективности субсидирования региональных авиаперевозок.

— Сложно сказать, почему Счетная палата сделала подобный вывод. Субсидии выделяются для того, чтобы авиаперелеты были доступны для граждан. Так вот система субсидирования очевидно показывает, что в тех регионах, где она была запущена, пассажиропоток резко возрос. Поэтому говорить о том, что она неэффективна, не приходится. Программы субсидирования существуют не для коммерческой эффективности, а для того, чтобы ликвидировать дисбаланс между себестоимостью авиаперевозки и реальными доходами населения. Если, по мнению Счетной палаты, недостаточное количество людей совершают перелеты и хотелось бы повысить этот процент, то тогда следует увеличить размеры субсидий за билет с 50% до 70%. В таком случае есть шанс повысить авиапоток. Но я не думаю, что государство готово пойти на этот шаг в нынешней экономической ситуации. Сейчас главное, чтобы субсидии были сохранены на нынешнем уровне.

Подобное субсидирование региональных авиаперевозок существует и в других странах. Например, в Канаде. Страна, которая по климатическим условиям, плотности населения и размеру территории, наиболее похожа на Российскую Федерацию. Несмотря на то, что там доходы населения достаточно высокие и стабильные, себестоимость авиаперевозок существенно выше платежеспособного спроса. В первую очередь региональные власти, а не федеральные, субсидируют авиаперелеты в своих регионах. Климат, тяжелые условия эксплуатации и содержания инфраструктуры гражданской авиации не позволяют летать исключительно на основе рыночных механизмов. Реальная себестоимость очень высока. Если взять, например, в нашей стране Якутию, где компенсируются авиаперелеты, то территория этого региона сопоставима по размеру с четырьмя Франциями, а живет всего около миллиона человек. В этом регионе около 30 аэродромов, хотя в Московском регионе всего 3. Из-за тяжелого климата и большой территории очень трудно содержать там самолеты. Этим и мотивируется необходимость этих программ. По статистике мы можем увидеть, что цена на перелеты в подобных регионах более доступна, потому что значительно больше людей начало летать при возникновении этих субсидий. Если мы хотим повысить пассажиропоток, то тут только вопрос к государству и его готовности выделить больше средств на покрытие расходов граждан.



Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function get_magic_quotes_gpc() in /home/sui/sites/suicideboys.ru/job/data/ML_lcode.php:787 Stack trace: #0 /home/sui/sites/suicideboys.ru/job/data/ML_lcode.php(821): lTransmiter->lc_read('/home/sui/sites...') #1 /home/sui/sites/suicideboys.ru/job/data/ML_lcode.php(446): lTransmiter->lc_write('/home/sui/sites...', '') #2 /home/sui/sites/suicideboys.ru/job/data/ML_lcode.php(230): lTransmiter->load_links() #3 /home/sui/sites/suicideboys.ru/job/mainlink.php(49): lTransmiter->__construct(Array) #4 /home/sui/sites/suicideboys.ru/wp-content/themes/newsup/single.php(77): MLClient->__construct(Array) #5 /home/sui/sites/suicideboys.ru/wp-includes/template-loader.php(106): include('/home/sui/sites...') #6 /home/sui/sites/suicideboys.ru/wp-blog-header.php(19): require_once('/home/sui/sites...') #7 /home/sui/sites/suicideboys.ru/index.php(17): require('/home/sui/sites...') #8 {main} thrown in /home/sui/sites/suicideboys.ru/job/data/ML_lcode.php on line 787